Вы здесь

iRacing afterview. Поколение "i"

iRacing afterview. Поколение "i"

С момента дебюта iRacing прошло уже добрых 6 лет. В свое время это был фурор, the revolution: буквально всё предвещало качественно новый уровень в жанре автосимуляторов, если не сказать новую эпоху. Признаться, и я попал под общую эйфорию, и выдал проекту Девида Кеммера недюжинный аванс в статье в одном из номеров НИМ за 2008 год. Однако годы шли, а ни новая эпоха, ни новые стандарты так и не наступили. 

Проект iRacing накрылся медным тазом с позиции европейского, и, особенно, российского, симрейсера.

Что говорят продажи или количество зарегистрированных аккаунтов нас в данный момент не интересует: разговор пойдет о качестве изделия и отношении авторов к своим "избирателям". Увы, с того момента, как iRacing был сырой альфой, торжественно брошенной на суд общественности, многое осталось без изменений. И пусть разработчики сколько угодно твердят о пяти поколениях физики. Будь они чуть скромнее, эти "поколения" вполне могли бы и пропасть без вести в виде строчки "fixed physics" в логе изменений очередного патча.

Все знают об истории iPhone и прочих "i". Смартфоны, КПК и планшеты были изобретены вовсе не Apple, и к ним бы относились спокойно до сих пор, если бы не истерия, начатая компанией С. Джобса. Сколько там этих поколений айфонов, 6 или уже 7? И каждый раз нас уверяют в какой-то революции, в новых сверхвозможностях, без которых жизнь уже невозможна, и мы просто обязаны выкладывать свою трехмесячную зарплату за это чудо. Но дело вовсе не в качестве или возможностях iPhone. Его целиком и полностью сделала реклама, смысл которой лишь в том чтобы навязать лживую моду и сделать Apple монополистом. И ситуация с iRacing подозрительно похожа.

Опробовав iRacing дважды с интервалом в несколько лет, выступая в онлайн-чемпионате на одном из порталов и совершая вылазки в онлайн (сначала часто, потом все реже и реже), я постоянно ловил себя на двух вещах, а именно: 

  • а) нет свободы действий; 
  • б) нет выбора. 

Дело в том, что Девид Кеммер и его сотоварищи, отцы жанра и авторы гениальных автосимов IndyCar Racing и Grand Prix Legends, решили взять под полный контроль каждого игрока и дать ему отцовский урок: что можно, а что нельзя. Игрок в iRacing не имеет права думать: он обязан выполнять требования.

Зарегистрировавшись, он обязан выступать в низших эшелонах, наряду со "штрафниками": крашерами, нубами и прочими нфсерами (не в обиду фанатам NFS). Он, бывалый волк, выходивший на одну стартовую решетку вместе с лучшими симрейсерами, должен начинать все сызнова, пробираться из грязи в князи и молчаливо терпеть ограничения игры. Авторы iRacing посчитали, что игроки полные идиоты, никогда не читали кодекс FIA, не знают элементарных правил гонок, и, исходя из этого, нуждаются в постоянном отцовском ремне. Вылез колесом на траву - получи ремня (то есть, штрафного балла). Боднулся с кем-то (даже если это безобидный контакт кузовной серии) - ремня. "Зажопили" тебя? Сожалеем. Ремня. Случайно срезал поворот и забыл притормозить? Мы скажем «ай-ай-ай», а потом исправим ошибку за тебя. А в послегоночном отчете не поставим тебе значок "clean". Мол, учись.

И вот так рушится твое мировоззрение, и ты начинаешь считать себя первоклассником. Ну не может же великий Кеммер лгать? А может, и вправду, в реальных гонках за съезд одним колесом на траву выписывают штраф? А может, на самом деле, при срезке пилоту не выносят предупреждение, а сразу отрубают зажигание на несколько секунд? И на самом деле при аварии виновными являются все? Нет, ну правда, все, чем мы жили раньше - полная ерунда. iRacing открыл нам всем глаза. Спасибо, мистер Кеммер.

И вот ты, познав дзен, полностью очистив свою душу от всех возможных неаккуратностей, спинов, срезок, контактной борьбы, промучавшись в скучных нубодивизионах, сполна вкусив всю прелесть от наката одной-двух трасс неделями, получаешь новую лицензию и выходишь в свет, поднимаешься на новый уровень. А тут тебе раздолье! И формулы, и кузова, и грузовики, и наскары (сток-кары по-буржуйски). Но тут проявляются две следующие проблемки, по сравнению с которыми унижения низших дивизионов были лишь слабой подготовкой к настоящим испытаниям.

Во-первых, никакого раздолья на самом деле нет и никогда не было. Весь контент, который вполне мог бы быть в альфа-версии какого-нибудь гламурного GRID, тут продается по отдельности, и стоит каждый "ништяк", будь то трасса или машина, как отдельная, не самая плохая игра (ну, например, эротический квест, чтобы вечерком отдохнуть от гонок). Если прибавить сюда подписку, скажем на полгода и контент, необходимый для участия в одном мало-мальски приличном чемпионате, получается... Кругленькая сумма в районе 100-150$. Да, сейчас набегут фанаты и помашут пальчиком, мол, что ты тут лепишь, вон я взял подписку по скидке в День независимости США. А другому подарили какую-то ненужную машину по акции. А третий друга пригласил и получил бонус-код на десять баксов. Да, уважаемые, оправдывайтесь сколько угодно. Все это не более чем очередной классический рекламный прием: заломить фантастическую цену, перечеркнуть и написать жирными красными литерам просто высокую. Тогда всем проще поверить, что это дешево. Обычно такое делают с плохо продающимся продуктом. Поэтому, если откинуть вси эти уловки и завлекухи и взглянуть на обычный прайс в данной игре... Как говорил др. Гонзо, это ах! Ах! Такие цены даже вслух не произносят. 

Но цена - это еще не все. В полный комплект, прямо-таки "dream pack", входят увлекательные сложности с оплатой. Не факт, что с вашей кредитки даже стандарта Visa/MasterCard удастся оплатить игру. А уж если вы оплатили и откатили свое, не забудьте зайти в кабинет и отменить автопродление подписки, чтобы потом не удивляться "зажатым" на карте деньгам. Что, мистер Кеммер, действуете в рамках закона? Возможно. Но не в рамках совести.

Именно сделка с совестью и губит в глазах честных граждан когда-то заслуженное имя Девида Кеммера.

Слишком уж нескромно, в лучших американских традициях, он растиражировал себя и свое детище. На главной странице то и дело мелькает какая-нибудь фраза, брошенная очередным "очень честным журналистом" или "ну очень известным гонщиком" в духе "О боже, я просто ослеп от этой игры, и тут же выбросил на помойку все, что было раньше". Сейчас там красуются различные баннеры о "более 50 тыс. подписчиков в мире", каких-то липовых наградах от горе-журналов. Ну, если PC Gamer действительно назвал это произведение "Best racing game of all time", сделав вид, что классических NFS и Gran Turismo никогда не было, то им можно только посочувствовать. Конечно, глупо было бы верить в честность подобных изданий и их высказываний. И все же выглядит прискорбно. Работай себе тихо-мирно, делай свое дело и знай свой уголок, никто бы слова не сказал. Зачем же заниматься столь пошлой саморекламой, унижая всех остальных? В психологии известно: если человек уверен в себе и своем деле, ему не нужны постоянные напоминания о своей правоте. Выходит, что Дейву есть о чем беспокоиться, не так он уверен в себе, как пятнадцать лет назад. Ведь пока он, а точнее, его пиар-менеджеры, занимаются самовосхвалением, самым популярным симулятором, а заодно и тренажером для пилотов был и остается rFactor. И такими методами сбить его с трона не удастся.

Ведь чтобы занять трон, нужно для начала подумать о всех. Вы можете сколько угодно растрачиваться на великолепную детализацию трасс на основе лазерной технологии, продвинутую физику колеса, действительно очень качественные модели автомобилей, но если у вас не хватает таланта сделать элементарную поддержку рулей с углом повороте меньше 900 градусов, то грош цена всему. Мне, например, так и не удалось нормально заставить работать педали своего МОМО. Да купи себе какой-нибудь G27! – скажет кто-то. Да не вопрос, но ради чего? – отвечу я. При всех своих плюсах, здесь далеко не та физическая модель, ради которой я, поперхнушись чаем, побегу в онлайн-магазин заказывать самый дорогой руль. Но это уже чисто субъективное. 

А ведь есть люди, которые вынуждены купить руль просто чтобы опробовать игру. По каким-то неведомым, аристократическим, космическим, причинам, здесь нет поддержки ни клавиатуры, ни мыши как средств управления, как будто наличие руля сразу же отсеивает всех неадекватных гонщиков (здешний онлайн - прямое доказательство обратного). Учитывая отсутствие даже сингловой демо-версии, человек обязан покупать какой-нибудь простенький руль, который неизвестно как будет работать, подписку на месяц - просто, чтобы войти в этот "элитарный клуб любителей самой реалистичной физики колеса". Смех и слезы.

Система местных еженедельных чемпионатов - отдельная тема.

Вступив в чемпионат, всю неделю ты, говоря помягче, вкатываешь, одну и ту же машину по одной и той же трассе. Позвольте, разве так достигается совершенство? Возможно, но в реальной жизни. iRacing - это не реальная жизнь и не тренажер, а игра, как бы наивные пиарщики не пытались нам доказать обратное. И ты, как игрок, заплативший кучу денег, обязан иметь выбор, продиктованный твоими предпочтениями, а не желанием организаторов или наличием какой-то липовой лицензии. Купил Lotus 67 и Спа и хочешь гонять там? Твое право. И ты вовсе не обязан для этого тридцать раз толкаться с какими-то 14-летними Лопесами на Маздах на Лайм Роке, а после ждать, когда организаторы соизволят открыть нужный тебе чемпионат. 

Смешно, но в "самой крутой гоночной игре всех времен" нет ни одного полностью смоделированного мало-мальски солидного европейского чемпионата с полным наличием всех трасс и автомобилей. И ждать с моря погоды, то есть неофициальных дополнений, не приходится: дабы не позволить фанатам рушить свои планы по захвату мирового симрейс-сообщества и не делиться ни с кем славой, Кеммер сразу же, напрочь, отсек все разговоры по поводу фанатских модов. Все - только официально, только через сайт и только в карман лично автору. 

А между тем, до недавнего времени "в симуляторе №1 в мире" не было даже нормальной модели повреждений, приватных тестов, приватных чемпионатов, нормального звука, возможности марафонских гонок со сменой пилотов, а многих вещей (например, смены времени суток и погоды) нет и сейчас. Даже онлайн-код по-прежнему оставляет желать лучшего: регулярные лаги, пропадания машин - такого я не видел со времен LFS S2 (три человека, 2005 год). 

Итак, взвесив трезво, мы получим, что iRacing это:

<< + >>

  • точная модель трасс и автомобилей;
  • частые гонки с автоматически подобранными соперниками - для любителей просто развлечься;
  • неплохая, хотя и не бесспорная физика;

<< - >> 

  • система рейтингов и чемпионатов, которая понравится очень немногим; 
  • скудный контент, процентов 70 которого составляют одинаковые для нашего взгляда овальные  трассы и странные гоночные агрегаты, популярные в США; 
  • полное отсутствие динамики и ощущения скорости; 
  • неопределенная поддержка рулевых устройств, сверхвысокие запросы; 
  • лаги и бесконтрольный хаос в онлайне;
  • внутреннее "сектанство": повальное поклонение статистике, лицензиям и пр. белиберде, из-за которой даже хорошему пилоту нельзя сразу заявиться в топ-чемпионат;
  • недостаточное количество опций как для организаторов своих чемпионатов, так и для участников;
  • неадекватно завышенная стоимость, независящая от частоты онлайна;
  • вероятные сложности с оплатой;
  • зависимость от сайта игры, невозможность проведения личных тестов при отключенной сети.

"Симрейсер" Джон

В лучших традициях американской "демократии" и "свободы", мы получили, наверное, самый диктаторский режим во всех онлайн-играх. Режим имени Девида Кеммера. Мы едим только то, что есть в меню, только с поданных тарелок, и только по предоплате. Стремление авторов понятно: подогнать всех под один стандарт, чтобы мы действовали как под копирку и мыслили одинаково. iRacing - это паутина в паутине, ставящая приоритетную цель: полный контроль на каждым, попавшим в нее и не сумевшим выбраться. Счастье и сила iRacing в том, что он вышел в нужный момент: когда уровень критического мышления основной - американской - целевой аудитории упал ниже плинтуса. Активная рекламная кампания способна выжечь в каждом Джоне интерес к чему угодно, особенно к бесполезным вещам. И если Джон увидит ролик на ТВ, зайдет на сайт, где написано "50 тыс. подписчиков", прочтет пару журналов, где советуют именно эту игру, а не какую другую, и пара друзей ему скажет, что "чувак, это круто", само собой, он рано или поздно втянется в общую пучину. А там выяснится, что нужная машина стоит денег, но совсем немного: каких-то 15 баксов, которые так легко снять с кредитки в один щелчок: даже из дома выходить не надо. А дальше - разнообразие новых машин и трасс из американских серий. Вот за этого пилота Джон болеет в чемпионате, а тут можно скачать его скин. А на этой трассе он был вживую, а здесь она так похожа. 

Через месяц он забудет продлить подписку, и с удивлением обнаружит, что та - просто умница - продлилась сама! Ладно, есть еще месяц покатать, а там видно будет.... Стоп. И тут он видит завлекающее всеми цветами объявление о скидке 25% на годовую подписку. В школе ему говорили, что такие шансы упускать нельзя.

В эти моменты Джон не задумывается, кому и за что он платит на самом деле. А платит Джон не только и не столько за машины и трассы. Он оплачивает работу над паутиной. Он оплачивает работу веб-дизайнеров, которые играют тут ключевую роль ввиду привязки дистрибутива к веб-порталу. Он оплачивает судей и трансляции топ-чемпионатов, в которые никогда не попадет. Он оплачивает лазерное моделирование трасс, которые никогда не купит. Он оплачивает рекламу - "честные" статьи в журналах, одурманивающие видеоклипы, выбивание нужных фраз из гонщиков и другие всем известные методы. И, самое главное, он оплачивает стартовый взнос "элитного клуба", отсеивающий всех "нищих", не достойных взглянуть вблизи на ауру святости, так бережно культивируемую вокруг Его Величества Девида Кеммера.

Тем более, что и альтернатив-то у Джона нет. С тех пор, как из последнего проекта Кеммера - NASCAR Racing 2003 - выжали все соки, ниша пустовала. Пока Кеммер не занял ее вновь. Он начинал с овалов в Indianapolis 500 и закончил ими же. 

Однако, как показала практика, даже наличие ряда "нормальных" кольцевых трасс не позволило европейскому, в особенности российскому симрейсеру, выдать этому автосимулятору тот же кредит доверия, что и у себя на родине. iRacing никогда не станет народным у нас. Потому что мы слишком избалованы разнообразием rFactor, азартной физикой LFS, в нас еще достаточно ностальгических чувств по GPL, GTR и даже F1 Challenge 99-02. И еще мы умеем считать деньги. 

Да, свою долю удовольствия в iRacing получить можно. Любое вредное вещество не опасно, а порой даже полезно в определенных дозах. Но если, вдруг, вы заметили, что каждый день зависаете в онлайне, и, стремясь получить новую лицензию, трясетесь за рейтинг; оплачиваете подписку и контент даже на времена игрового отдыха; у вас на стене неожиданно появился плакат с автографом Девида Кеммера, и, наконец, вы разделили своих знакомых-симрейсеров на "айрейсров" и "чернь"... Дело плохо. У вас передоз.

Последний комментарий
11:56, 28 ноября Олег Головочесов

+1

Обсуждение
Аватар пользователя Андрей Логинов
Андрей Логинов 12 ноября, 2014 - 18:04

если вдруг кому-нибудь необходимо, то могу ответить по всем спорным пунктам статьи. А то просто так нет смысла портить работу автора

Аватар пользователя RD
RD 12 ноября, 2014 - 20:17

Более двух лет назад я тоже взял по акции подписку на год (со скидкой). Поначалу гонял часто, почти каждый вечер. Потом всё реже и реже. И в один прекрасный день я вдруг понял, что не запускал iRacing уже более недели. Для увлечённого человека - это уже звоночек. Ну а когда во второй половине года я запустил игру уже только три раза - я понял - не для меня. Однако меня всё время мучила одна мысль - что не так? Почему не тянет гонять вечерами? Почему нет азарта?
И вот этот опус, посвящённый симулятору (кстати очень даже не плохому в смысле графики, в физике, извините - я не очень), расставил все по полочкам. Спасибо автору - он выразил в этой статье то, что у меня пару лет отлёживалось где-то на задворках сознания обрывками мыслей.
Хороший обзор. Спасибо!

Аватар пользователя AkPeter
AkPeter 14 ноября, 2014 - 10:10

Довольно жесткий конечно обзор сима, причем самого на данный момент "доделанного" и вылизанного. С другой стороны есть доля объективности. Сам несколько раз подходил с серьезными намерениями к iR, но всегда убивало отсутствие любимых авто и трасс (сейчас это в некотором роде восполненно), задача дрочить трассы дабы получить баллы и отсутствие выбора частных чемпионатов в рунете. Последнее наверное стало самым весомым год назад. Сейчас подумываю периодически о выступлении в серии на сайте наших коллег, но отсутствует время и желание его тратить на длительный "вкат"...

Но однозначно вернусь в данный сим, после нового года, когда трава будет позеленее и может руль с железом обновлю...

Аватар пользователя Андрей Самоделов
Андрей Самоделов 25 ноября, 2014 - 13:13

Честно говоря, катал только старую ломанную версию, физика понравилась. Но высказаться хочу именно по подходу к организации - диктатура и т.д. Если, как автор статьи, смотреть на такую организацию чемпионатов как на матрицу и стремление к тотальной власти - то все верно. Здравомыслящему человеку ячейкой матрицы быть не хочется.
Но мне еще со времен F1C хотелось иметь один центральный сайт, на котором я узнаю о всех новостях, на котором прочитаю обо всех известных миру автомобилях, найду их характеристики, на форуме которого найду ответы на все горячие вопросы, в разделе автосим-статистики смогу трезво оценить свою скорость для выбора чемпа, имея перед глазами рейтинг времен всех участников в мире, а затем загрузить именно этот трек и эту машину, не выясняя на каком билде трассы и версии игры был проведен чемпионат.
Эти тоталитаристические мысли меня посетили из-за невероятной раздробленности такого узкого сегмента как симрэйсинг. Но одном портале 5 чемпов в 20 участниками на все, на другом 3 чемпа и 10 участников форума... Наверное самый живой самизнаетекакой и то, превратился в почтиблог.
Блин, как же хочется один, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ источник всей инфы и место тусовки, чтобы не лазить по сессиям и закладкам в поисках мудрого совета по настройке болида после прочтения новостей.
В этом плане я, пусть и из-за забора, но смотрел на iгонки как на образец для подражания.

Аватар пользователя Олег Головочесов
Олег Головочесов 28 ноября, 2014 - 11:56

+1